Версия для печати

Критерий оптимизации

Воронюк Виктор
В феврале 2004 г. Верховной Радой в первом чтении был принят проект закона "О реформировании Вооруженных Сил Украины". За него проголосовали 235 народных депутатов. Таким образом, сокращение Вооруженных Сил до 200 тыс. человек из предмета дискуссий стало реальностью.


Фото ИТАР-ТАСС


ЧИСЛЕННОСТЬ УКРАИНСКОЙ АРМИИ СОСТАВИТ 200 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК


В феврале 2004 г. Верховной Радой в первом чтении был принят проект закона "О реформировании Вооруженных Сил Украины". За него проголосовали 235 народных депутатов. Таким образом, сокращение Вооруженных Сил до 200 тыс. человек из предмета дискуссий стало реальностью.
{{direct_hor}}
Согласно принятому документу из нынешней украинской армии уже в этом году будет уволено 80 тыс. человек, а в 2005 г. - 75 тыс. Причем государственным бюджетом Украины на 2004 г. заранее были предусмотрены необходимые средства - 769,7 млн. грн. В целом же, ожидается, что до 30 декабря 2005 г. Вооруженные Силы Украины должны будут составлять 200 тыс. человек, 160 тыс. из которых - военнослужащие.

Тем не менее сокращение украинской армии мало для кого оказалось новостью. Около года назад в Германии на семинаре, посвященном украинской оборонной реформе, американские эксперты недвусмысленно указали генерал-полковнику Виктору Банных (в то время госсекретарю Минобороны) и генерал-майору Валерию Мунтияну (ныне заместителю министра обороны Украины) на неоправданно раздутые штаты, и, в целом, небоеспособную, по их мнению, украинскую армию. А позже назначение гражданского министра обороны Евгения Марчука (на снимке) буквально сразу стало увязываться с тем, что не могли сделать предыдущие военные министры, - сокращением обслуживающих генералов и подведомственных им структур.

Процесс сокращения ВСУ, как сообщил министр обороны Украины Евгений Марчук, начнется с оптимизации верхнего этажа - работников Министерства обороны и Генерального штаба. По словам министра, после сокращения в Минобороны останется 1200 человек, а в Генштабе - 700. Процесс будет непростым, поэтому оборонное ведомство исходит из принципа индивидуального подхода к каждому военнослужащему с составлением так называемой социальной карты военнослужащего и членов его семьи. Увольнения по спискам не будет, заверил Евгений Марчук. Уменьшение численности украинского войска не должно произойти и за счет увольнения лучших военнослужащих и лиц, которые не получили право на пенсию, матерей-одиночек, кормильцев многодетных семей и тех, кто воспитывает детей-инвалидов. Но сокращение численности личного состава охватит все органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, военные учебные заведения, учреждения и организации Вооруженных Сил Украины. Реформирование будет происходить и сопровождаться широкой разъяснительной работой среди военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил относительно вопросов их социальной защиты.

На недавних торжествах по случаю Дня защитника Отчизны Евгений Марчук также подчеркнул, что "во время осуществления организационных мероприятий в первую очередь будут учитываться интересы людей и никто не останется вне поля зрения, будет сделано все для того, чтобы гарантировать социальную справедливость, взвешенный подход к решению всех проблем". Вместе с тем Евгений Марчук отметил, что от своих подчиненных ждет ускорения процесса реформирования Вооруженных Сил, выведения украинской армии на качественно новый, высший уровень.


Украинская армия должна стать компактной и мобильной.
Фото ИТАР-ТАСС
В ходе нынешнего сокращения ВСУ перейдут с четырехвидовой структуры на трехвидовую. В частности, помимо Сухопутных войск и Военно-морских сил уже существующие Военно-воздушные Силы и Войска противовоздушной обороны образуют Воздушные Силы. Как считают военные, слияние даст возможность сосредоточить под единым руководством все силы и средства, которые предназначены для ведения борьбы в воздухе; оптимизировать боевой состав, численность личного состава, количество вооружения и военной техники; во время применения более оперативно и гибко реагировать на изменения в обстановке, одновременно решать задания как наступления (силами авиации), так и обороны (средствами ПВО); упростить систему материально-технического обеспечения; сократить дублирующие органы управления.

Кроме того, слияние ПВО и ВВС приведет к сокращению 30 тыс. человек. Хотя для реформирования двух видов в единую структуру в бюджете-2004 заложены соответствующие средства, с целью экономии принято решение штаб Воздушных Сил разместить в Виннице. Шаг аргументирован тем, что ныне там функционирует штаб ВВС ВСУ и, кроме того, осталась разветвленная инфраструктура бывшей 43-й ракетной армии.

Кроме появления нового вида войск, сокращение ВСУ повлечет за собой и сокращение количества оперативных командований. И в самое ближайшее время намечено расформировать Северное ОК, штаб которого находится в Чернигове. Неотложность реформирования украинской армии вызвана рядом острых проблем. Оперативные запасы у ВС Украины отсутствуют. А хроническое недофинансирование в течение многих лет привело к тому, что в 2003 г. на научно-исследовательские работы было выделено 8% от необходимого, обеспечение горючим на боевую подготовку составляло 35% от запланированного, а авиационным керосином - лишь 2%. Не лучшая ситуация и с жизненно необходимым - медицинским обеспечением военнослужащих. В прошлом году оно составило 15%, а в текущем - 32% от рассчитанных потребностей. Немало проблем и с вооружением. До 2006 г. ресурсы исчерпают сложные системы оружия и техники, так как более 60% вооружения и военной техники в эксплуатации ВСУ находится свыше 15 лет.

Как отмечают в Минобороны, текущее обеспечение военнослужащих ныне осуществляется практически "с колес". Офицеры, прапорщики и военнослужащие по контракту до дивизии включительно обеспечиваются только полевой формой. А по отношению к тем, кто уволился из рядов ВС Украины в прошлые годы, до сих пор имеются долги за неполученное вещевое имущество. Таким образом, делают вывод эксперты, нынешний военный бюджет фактически является бюджетом проедания. И указывают, что только на содержание военных городков в прошлом году было затрачено 407 млн. грн., что фактически в два раза превышает сумму, предусмотренную на реформирование армии. Около 90% бюджета Министерства обороны тратилось на содержание Вооруженных Сил и только остальные - на развитие (закупка техники и вооружения, их модернизация, научные разработки). Если и в дальнейшем удерживать боевой потенциал, численность и структуру ВСУ на уровне развитых европейских стран, при этом хронически их не финансируя, армия из субъекта обеспечения национальной безопасности превратится в элемент опасности. Для общества это может обернуться техногенной или экологической катастрофой. В тоже время количественные показатели сокращения личного состава, как указывают военные специалисты, научно обоснованы. Например, подсчитано, что соотношение численности ВСУ к общей численности населения Украины в размерах 0,41% (на конец 2005 г.) позволит направить большую часть финансовых ресурсов на их развитие. А это, в свою очередь, усилит обороноспособность украинского государства. К тому же, анализ соотношения численности вооруженных сил некоторых ведущих государств-членов НАТО к общей численности населения этих стран свидетельствует, что оно составляет 0,34-0,53%, в то время как на Украине - 0,73%. Тем не менее, поскольку подобного реформирования ни по своим масштабам, ни по своему значению ВСУ еще не переживали, прогнозируется, что решение острых социальных проблем выйдет на первый план. Поэтому уже сейчас в Минобороны применяют индивидуальный подход при рассмотрении вопросов сокращения личного состава, учитывая обеспеченность тех, кто сокращается, жильем, правом на пенсию, состав семьи и число иждивенцев, наличие среди них инвалидов, малолетних детей и тому подобное.

Кроме того, военнослужащим, которые подлежат увольнению и которым не хватает нескольких месяцев для обретения права на пенсию по выслуге лет, теперь предоставлена возможность находиться за штатом до 6 месяцев в распоряжении соответствующего командира с сохранением ежемесячного денежного обеспечения по предыдущей должности. Также расчет пенсии предусмотрено осуществлять исходя из месячного денежного обеспечения на день увольнения, что дает возможность увеличить ее ориентировочно на 30%. Ныне в воинских частях развернута работа по информированию и в отношении законодательно-правовых актов для граждан на рынке труда, услугам, которые предоставляют различные структуры незанятому населению, видам социального обеспечения. Министерством обороны, Государственным центром занятости, Национальным координационным центром по адаптации военнослужащих, освобожденных в запас или в отставку, и конверсии бывших военных объектов подготовлен план общих мероприятий по подбору работы тем, кто увольняется, проведению тренингов с целью адаптации военнослужащих к условиям современного рынка труда; подготовке необходимого информационного материала о программах и услугах государственной службы занятости для распространения среди военнослужащих и работников Вооруженных Сил Украины.

Не уходит Минобороны и от наиболее больной проблемы - обеспечения военнослужащих жильем. На решение этой проблемы в 2003 г. из государственного бюджета Украины было направлено 285 млн. грн. Тогда это позволило Минобороны получить 4700 квартир. Но по состоянию на 1 января 2004 г. в очереди на получение жилья оставалось свыше 47 тыс. военнослужащих. Проектом вышеуказанного закона (статья 5) предусматривается, что военнослужащие, имеющие выслугу 15 календарных лет и более и срок пребывания на квартирном учете свыше 10 лет, теперь будут обеспечиваться жилыми помещениями в течение трех лет. Также решать жилищную проблему в Минобороны намерены путем приобретения квартир либо предоставления одноразовых долгосрочных кредитов с погашением их за счет средств госбюджета.

Реализация норм нового законопроекта с учетом уже действующего закона Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей", возможно, обеспечит надлежащий уровень защиты военнослужащих, надеются в Минобороны. В частности, подсчитано, что при увольнении с должности командира батальона украинский майор с выслугой 15 календарных лет (без права на пенсию) получит выходное денежное пособие 11528 грн., помощь при переезде на каждого члена семьи при этом составит около 1880 грн. Кроме того, на протяжении полугода ему ежемесячно будет предоставляться помощь на время трудоустройства в размере 290 грн. При увольнении с должности старшего офицера и выслугой 25 календарных лет полковник получит пенсию в размере 1545 грн. и выходное денежное пособие в сумме 29725 грн. А в случае изменения места проживания будет обеспечен соответствующей помощью на переезд и перевозку багажа (ориентировочно 1800 грн.). Проект закона "О реформировании Вооруженных Сил Украины", как сообщила пресс-служба Минобороны, был разработан по решению Государственной комиссии по вопросам реформирования Вооруженных Сил и других военных формирований, во исполнение указа президента с целью законодательного обеспечения стратегического курса по созданию оптимальной по численности, мобильной, современной армии, способной выполнять задачи обороны Украины, защиты ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности. Остается только надеяться, что неоднократно звучавшие упреки со стороны представителей НАТО в адрес руководства ВСУ о небоеспособной украинской армии, теперь канут в Лету. А новая структура ВСУ действительно станет наиболее оптимальной для выполнения задач по обороне Украины. Были бы, как говорится, еще и деньги.

Виктор ВОРОНЮК
Киев

Опубликовано в выпуске № 8 (25) за 3 марта 2004 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц