Версия для печати

Будущее - за дизельными танками

Филиппов Петр
В газете "Военно-промышленный курьер" №13(80) за 13-19 апреля с. г. была опубликована интересная, но требующая некоторых уточнений статья по перспективам развития отечественного танкостроения "Основные требования к боевому танку XXI века".


ОБ ЭТОМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ОПЫТ МИРОВОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТАНКОСТРОЕНИЯ


В газете "Военно-промышленный курьер" №13(80) за 13-19 апреля с. г. была опубликована интересная, но требующая некоторых уточнений статья по перспективам развития отечественного танкостроения "Основные требования к боевому танку XXI века".
{{direct_hor}}
Автор статьи Альберт Дзявго основные требования к боевому танку XXI века сфокусировал на вооружении, обзорности, связи, защите, подвижности и техническом обслуживании.

Он, в частности, утверждает, что настало время отказаться от гладкоствольной пушки, необходима нарезная пушка калибра 152,4 мм. Это повышает процент унификации танковой, полевой и морской артиллерии. В дополнение к броневой и динамической защите следует установить и активную. Установить в танке в качестве силовой установки только газотурбинный двигатель. Структура обслуживания танков устарела, за основу можно взять систему обслуживания полевой авиации.

Наибольшее внимание автор уделил в статье подвижности танка. Он заявляет: "В современной войне переброска танков в основном будет осуществляться своим ходом. Отсюда и основные требования к подвижности. Удельная мощность силовой установки - 50-30 л.с./т, средняя скорость движения 70-75 км/час, максимальная - 100 км/час. Ресурс машины 30-40 тыс. км, двигателя - 3000-4000 часов.

Выполнить эти требования возможно с установкой газотурбинного двигателя".

В сравнении с дизелем, по оценкам автора статьи, он имеет 22 преимущества, в т.ч.:

- меньший вес и объем силовой установки в 2 раза;

- меньшую теплоотдачу двигателя в 10 раз;

- расход масла на смазку двигателя меньше в 20 раз;

- высокий коэффициент приспособляемости - больше в 2 раза;

- уровень демаскирующих шумов меньше в 2 раза;

- простое управление танком снижает утомляемость механика водителя на марше в 3 раза;

- ресурс двигателя больше в 4 раза и др.

"Полная реализация преимуществ газовой турбины исключит и недостатки по расходу топлива, и стоимость двигателя. Опыт работы в авиации по ресурсу и экономичности газотурбинных двигателей это подтверждает. Как танковый двигатель дизель уже исчерпал себя".


Основной боевой танк Т-90С оснащен дизельным двигателем.
Фото Аркадия ЧИРЯТНИКОВА
Однако опыт мирового и отечественного танкостроения опровергает приведенное выше бездоказательное заявление автора статьи:

1. Дизельные танки в настоящее время находятся в танковых парках 111 стран мира, а газотурбинные - в танковых парках 9 стран мира. Разработчиками, производителями и поставщиками газотурбинных танков являются США и Россия (Советский Союз).

Дизельные танки составляют основу танковых парков армий всех стран мира, за исключением США. (По данным Jane's Armour and Artillery, 2003-2004.)

2. Развитие мировых танкостроения и танкового рынка в 2003-2012 гг. определяют 25 специальных программ, из которых 23 относятся к дизельным танкам, только 2 - к газотурбинным. (Military Vehicles Forecast, Forecast International/DMS, 2003.)

3. В последних тендерах в Швейцарии, Швеции и Греции, в которых участвовали газотурбинные и дизельные танки, победили дизельные.

При выборе будущих танков в Турции (2003 г.) и Австралии (2004 г.) предпочтение отдано дизельному двигателю.

4. Высокий расход топлива газотурбинного двигателя явился причиной того, что никакое другое государство не собирается заимствовать эту технологию. (The World's Best Tanks, 1999.)

5. В США конкретно в экспортных целях разработан танк М1А2 Abrams с дизельным двигателем. (Jane's Armour and Artillery, 2004-2005.)

6. В Германии фирма MTU Friedrichshafen в настоящее время разрабатывает новые высокотехнологичные дизельные двигатели серии 890 четвертого поколения для будущих бронированных боевых машин. (Jane's International Defense Review, February 2005.)

7. Сравнительные войсковые испытания танков Т-64А и Т-72 с дизельными двигателями 5ТДФ и В-46 соответственно и Т-80 с газотурбинным двигателем ГТД-1000Т, проведенные правительственной комиссией, показали:

- танки Т-80, номинальная удельная мощность которых превышала показатели Т-64А и Т-72 соответственно на 30 и 25%, имеют преимущество по тактическим скоростям в европейских условиях лишь на 9-10%, а в условиях Средней Азии - не более 2%;

- часовой расход топлива газотурбинных танков был выше дизельных на 65-68%, километровый расход - на 40-50%, а запас хода по топливу меньше на 26-31%; это приводило к необходимости при организации маршей предусматривать возможность дозаправки танков Т-80 в ходе суточных переходов;

- на высоте 3 км над уровнем моря потеря мощности у двигателя 5ТДФ достигала 9%, у В-46 - 5%, у ГТД-1000Т - 15,5%. ("Техника и вооружение", 2005, №4.)

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о превосходстве современного танкового дизельного двигателя над танковым газотурбинным двигателем.

Дизель как танковый двигатель развивается, и за ним будущее, поскольку дизельные танки в эксплуатации имеют лучшие показатели.

Петр ФИЛИППОВ
бывший сотрудник ГБТУ и НИИИ БТ Министерства обороны РФ

Опубликовано в выпуске № 24 (91) за 6 июля 2005 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц