Версия для печати

На пути создания новых силовых структур

Галушко Сергей
У недавно сформированного под эгидой США Временного правительства Ирака сразу возникло большое количество различных внутри- и внешнеполитических проблем, требующих безотлагательного решения. Среди первоочередных задач находится и создание национальных силовых структур, способных, прежде всего, противостоять терроризму и обеспечить установление и поддержание правопорядка в стране.

Иракская армия призвана освободить оккупантов от "работы" с населением.
Фото МО США


АНТИПОВСТАНЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР БУДУЩЕЙ АРМИИ ИРАКА ВСЕ БОЛЕЕ ОЧЕВИДЕН


У недавно сформированного под эгидой США Временного правительства Ирака сразу возникло большое количество различных внутри- и внешнеполитических проблем, требующих безотлагательного решения. Среди первоочередных задач находится и создание национальных силовых структур, способных, прежде всего, противостоять терроризму и обеспечить установление и поддержание правопорядка в стране.
{{direct_hor}}
На этот процесс влияет большое количество факторов. Главный среди них тот, что все спецслужбы, Вооруженные Силы, полиция, на которые опирался режим Саддама Хусейна, прекратили свое существование. При этом большое количество бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов лишились привычных занятий.

ПРОТИВ ВНУТРЕННЕГО ВРАГА

Очевидно, что новой армии Ирака, прочим возрождаемым силовым структурам страны в обозримом будущем не придется отражать военное нападение извне. В любом случае иностранные воинские контингенты останутся на иракской территории еще в течение достаточно продолжительного времени, и они будут являться важнейшим сдерживающим фактором в отношении сопредельных стран, которые могут пожелать достичь каких-либо своих целей путем агрессии против Ирака.

Вместе с тем наличие в стране значительных сил сопротивления различной направленности, продолжающих вооруженную борьбу против многонациональных оккупационных войск, выдвигает на первый план вопросы обеспечения внутренней безопасности государства. Мероприятия по военному строительству в Ираке проводятся при поддержке США и их союзников не от хорошей жизни или желания помочь иракскому народу самостоятельно решать вопросы национальной безопасности. В первую очередь это позволит переложить все проблемы противоповстанческой борьбы, противодействия террористам на самих иракцев и тем самым снизить до минимума потери иностранных военнослужащих. Ведь сообщения об убитых и раненых очень болезненно воспринимаются гражданами тех государств, которые направили своих солдат в район Персидского залива, и могут поставить под сомнение целесообразность пребывания многонациональных сил в Ираке, что равносильно поражению.

Однако в настоящее время будущий облик армии, полиции, пограничных войск Ирака, формируемых вроде бы Временным правительством страны, мало зависит от его членов, так как американцы не спешат предоставлять им реальные полномочия в сфере обеспечения национальной безопасности. А у оккупантов, между тем, вызывают серьезную тревогу качественные характеристики личного состава создаваемых структур. Причем речь не идет о профессиональной подготовке - обучение набранного контингента особого труда не составит. Но насколько добросовестно эти люди будут выполнять свои обязанности? В жизни народа Ирака издревле важное значение имеют родственные, клановые, религиозные составляющие. Негативной стороной всего этого является коррумпированность должностных лиц, нежелание участвовать в вооруженных столкновениях и т. п.

ПЛАНЫ

Процессом создания новой армии и правоохранительных органов Ирака призван руководить Совет национальной безопасности страны, который был создан в начале июня этого года. Но, бесспорно, ведущую роль также сыграет и руководство многонациональными силами, которое для этого имеет даже специальную структуру - Командование поддержки и подготовки.

Пока рано говорить о том, что будут из себя представлять силовые структуры Ирака. Корректнее вести речь о планах, которые, наверняка, еще предстоит уточнять по мере их реализации и наличия ресурсов.

Предполагается создать Министерство обороны страны, которому через объединенный штаб должны подчиняться собственно Вооруженные Силы, национальная гвардия и антитеррористические формирования. Под началом Министерства внутренних дел окажутся полиция, пограничные войска, департамент охраны автодорог, департамент охраны иностранных дипломатических представительств, а также специальная служба охраны и спецподразделения быстрого реагирования.

Что касается ВС Ирака, то их структура будет выглядеть вполне традиционно, а численность достигнет примерно 35 тыс. человек. Сегодня Сухопутные войска включают лишь четыре механизированных батальона по 750 солдат и офицеров в каждом. Но вскоре СВ должны иметь в своем составе три механизированные бригады (всего 9 батальонов), дислоцированных в различных регионах страны. Планируется, что к концу 2005 г. эти бригады станут основой для формирования трех механизированных дивизий, объединенных в армейский корпус. Со временем (ориентировочно к 2007 г.) количество механизированных соединений увеличится.

Военно-воздушные силы также будут весьма малочисленными. В первой половине 2005 г. намечено сформировать авиационное крыло, включающее транспортную авиационную эскадрилью (6 самолетов С-130), вертолетную эскадрилью (16 вертолетов UH-1H), подразделения поисково-спасательной службы (8 вертолетов SB7L-360) и авиационной разведки (4 разведывательных самолета). Более отдаленные планы предусматривают наличие в составе ВВС и истребительной авиации.

ВМС как таковых у Ирака не будет. А в состав Сил береговой охраны войдут: полк береговой обороны, небольшое подразделение катеров различного назначения и военно-морская база.

Дополнит возможности ВС национальная гвардия. На нее предполагается возложить патрулирование, обеспечение безопасности важнейших объектов и коммуникаций, проведение противоповстанческих операций. Правда, по численности национальная гвардия превзойдет армию: уже в ближайшее время в первую намечено набрать 51 тыс. человек (45 батальонов).

Антитеррористические силы будут представлены батальоном специального назначения (около 800 человек личного состава), дислоцирующимся в Багдаде.

Структуры, подчиненные МВД, окажутся весьма многочисленными. Полиция насчитывает около 90 тыс. человек уже сейчас, затем к ним прибавятся еще 65 тыс. стражей порядка. В пограничные войска предполагается взять около 26 тыс. человек. Специальная служба охраны (5,5 тыс. человек) займется обеспечением безопасности ключевых объектов нефтяной инфраструктуры страны. Спецподразделения быстрого реагирования (около 5 тыс. человек) предназначаются для борьбы с терроризмом.

ПРОБЛЕМЫ И ВЫВОДЫ

Существенное влияние на имеющиеся планы создания силовых структур Ирака оказывают многочисленные проблемы. Прежде всего они связаны с комплектованием формирований личным составом. Уже набранные люди имеют очень низкий уровень подготовки и надежности. Повсеместны многочисленные факты коррупции, уклонения должностных лиц полиции от выполнения служебных обязанностей. Часть сотрудников силовых структур поддерживает идеи экстремистских организаций и связана с ними. Поэтому на сегодняшний день иракская полиция и другие правоохранительные органы не способны на необходимом уровне противостоять антиправительственному движению и преступности в стране.

На очень низком уровне материально-техническое обеспечение. Так, например, современных средств радиосвязи имеется около 5%, техники - не более 30%, вооружений - лишь половина от потребности. Существовавшая ранее инфраструктура настолько разрушена в ходе авиационных ударов и боев, да еще и разграблена впоследствии, что сейчас практически негде размещать те немногочисленные формирования, которые уже созданы.

Вместе с тем, несмотря на то, что у силовых структур Ирака все еще виртуальное обличье, уже можно сделать выводы об их будущем характере. Так, новая армия явно предназначена для ведения, в основном, антиповстанческой борьбы.

Анализ структуры и состава ВС Ирака ближайшего будущего свидетельствует о минимальном наличии тяжелых вооружений и особенно ударных средств. Очевидно, что США не желают создавать полноценные ВС и другие силовые структуры этой страны. Налицо факт формирования сразу нескольких силовых структур различной направленности, не связанных между собой единой управленческой вертикалью. Помимо всего прочего, это должно предотвратить "удар в спину" оккупационным войскам.

При нынешнем облике иракских ВС обеспечиваются условия для поставок им устаревших образцов ВВТ западного, прежде всего американского, производства - на первых порах под видом безвозмездной помощи, а затем и за деньги. Платить придется и за ремонт, обслуживание, подготовку специалистов по эксплуатации. Для США и некоторых других западных стран это решает проблему утилизации излишков "б/у" вооружений, позволяет задействовать определенные производственные мощности и персонал для изготовления запасных частей, комплектующих, а со временем и модернизации. Мало кто ставит под сомнение, что плата с иракской стороны будет осуществляться преимущественно нефтью или правом доступа к разработке месторождений.

Еще одна характерная особенность военного строительства в Ираке - широкое привлечение к нему частных охранных фирм, которым отводится важная роль в формировании и обучении вновь создаваемых силовых структур.

В таких условиях у предприятий ОПК России существенно уменьшаются возможности по освоению рынка товаров и услуг специального назначения послевоенного Ирака. И это при том, что от старой иракской армии остались значительные запасы ВВТ советского производства. Однако недавно стало известно, что ряд украинских компаний примут участие в поставках техники и снаряжения армии Ирака. Так что военно-политическому руководству РФ надо приложить определенные усилия для продвижения российских интересов в Ираке.

Сергей ГАЛУШКО
Киев

Опубликовано в выпуске № 31 (48) за 18 августа 2004 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц