Версия для печати

Академик, конструктор, живописец

Марушин Владимир
Наверное, сейчас среди кораблестроителей и моряков-подводников всего мира нет человека, который бы не знал, кто такой Сергей Никитич Ковалев. 91 подводная лодка, построенная по восьми его проектам, стала одной из основ стратегической ядерной мощи нашей Родины.

Сергей Ковалев
Фото из книги ''Советская военная мощь''


15 АВГУСТА ИСПОЛНИЛОСЬ 85 ЛЕТ СЕРГЕЮ КОВАЛЕВУ - ОДНОМУ ИЗ СОЗДАТЕЛЕЙ АТОМНОГО ПОДВОДНОГО ФЛОТА РОССИИ


Наверное, сейчас среди кораблестроителей и моряков-подводников всего мира нет человека, который бы не знал, кто такой Сергей Никитич Ковалев. 91 подводная лодка, построенная по восьми его проектам, стала одной из основ стратегической ядерной мощи нашей Родины.
{{direct_hor}}
Сергей Ковалев родился 15 августа 1919 г. в Петрограде, в морской семье (отец и дед были моряками). С раннего детства мечтал стать "старшим плотником", много времени проводил за строганием деревяшек. Любовь к морю привела в яхт-клуб. Любовь к кораблям - в Ленинградский кораблестроительный институт, куда юный Сергей Ковалев без колебаний (выбор для него был делом давно решенным) поступил после окончания в 1937 г. одной из трех известных в Петрограде-Ленинграде немецких школ "Реформиерте Шуле". Занятия в аудиториях и лабораториях перемежались работой на заводе, где студент-практикант осваивал профессию судосборщика и после окончания практики был зачислен в бригаду, получив квалификацию судосборщика 6 разряда.

Война грянула, когда Сергей перешел на 5 курс института. Размеренность мирной жизни сменилась условиями военного времени. Надежды на скорое окончание войны, строительство оборонительных сооружений на подступах к Ленинграду и страшное слово "блокада". Заботясь о будущей послевоенной жизни, в самые тяжелые первые годы войны руководство страны приняло решение: студентов выпускных курсов в армию не призывать, а уже призванных - демобилизовать. В феврале 1942 г. едва живого дистрофика Ковалева вывезли из блокадного Ленинграда. Путь институтского эшелона лежал на восток - сначала в Горький, а затем - в далекий город Пржевальск. Это было время борьбы за выживание, за жизнь и Победу.

На берегу озера Иссык-Куль, влившись в состав находящегося здесь в эвакуации Николаевского кораблестроительного института, ленинградцы готовились стать инженерами. Дипломная работа - проект лидера эскадренных миноносцев - была успешно защищена. Сергей Ковалев получил диплом Николаевского кораблестроительного института и стал "инженером-кораблебудивельником".

Наверное, подводному кораблестроению повезло, когда молодой инженер Ковалев, имея возможность выбирать между находящимся в Казани ЦНИИ-45 (теперь ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова) и ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ "Рубин) в Горьком, сделал свой выбор. В определенной степени случайный: Горький все же не столь отдален от Ленинграда, как Казань, а Сергей стремился быть ближе к родному городу. Так в находящемся в эвакуации первом и единственном в то время в стране конструкторском бюро подводного кораблестроения начался трудовой путь молодого конструктора.

Проектирование подводных лодок в качестве учебной дисциплины в институте не преподавалось. Многому, если не всему, приходилось учиться самому. Но уже существовала школа отечественного подводного кораблестроения, ведущая свое начало от "строительной комиссии" И.Г. Бубнова, были опытные учителя и добрые товарищи - конструкторы подводных лодок, о которых Сергей Никитич вспоминает с неизменной теплотой и благодарностью: это Павел Сергеевич Савинов, Владимир Петрович Горячев, Александр Васильевич Базилевич, Петр Зиновьевич Голосовский и многие другие.

Наконец, завершилась война. ЦКБ-18 возвратилось в родной Ленинград. И - работа, работа... Необходимо было осмыслить опыт Второй мировой, в условиях послевоенной разрухи наладить труд и быт, чтобы страна-победительница встала из руин, чтобы ее мирный труд был надежно защищен. Одновременно с разработкой новых проектов отечественных подводных лодок велось изучение трофейных немецких материалов. Будучи командирован в Германию в 1947 г. в составе большой группы специалистов, С.Н. Ковалев в течение нескольких месяцев знакомится с достижениями немецких кораблестроителей. Здесь ему очень пригодилось по-настоящему хорошее владение немецким языком.

По возвращении из командировки Сергей Ковалев становится помощником главного конструктора по проекту 617 - подводной лодки с парогазовой турбинной установкой, работающей по циклу Вальтера. Разработка была начата во вновь образованном специально для проектирования высокоскоростных подводных лодок СКБ-143, начальником которого (и главным конструктором проекта 617) назначили Алексея Александровича Антипина.

В 1953 г. в СССР приступили к созданию первой атомной подводной лодки. Ее проектирование велось в обстановке чрезвычайной секретности специально сформированной группой конструкторов СКБ-143, однако все они были вновь переведены в ЦКБ-18.

В 1954 г. после ухода А.А. Антипина на пенсию С.Н. Ковалева назначают главным конструктором проекта 617, а 12 декабря 1958 г. Сергей Никитич возглавляет работы по атомной подводной лодке проекта 658, вооруженной тремя баллистическими ракетами, способными нести как обычный, так и ядерный заряд. С этого дня Ковалев - главный, а затем и генеральный конструктор всех проектов отечественных ПЛАРБ.

Человеческая жизнь - не только работа, даже если знаешь и любишь свое дело. Чтобы по-настоящему хорошо работалось, необходим и отдых. Отдыхать тоже надо уметь. И в этом Сергей Никитич верен себе - живущий полной жизнью человек, он совершает дальние путешествия на байдарке собственного изготовления и на автомобиле. Увлекаясь рыбалкой и подводной охотой, Сергей Никитич сам конструировал и изготавливал самые разные подводные ружья. В период массового освоения знаменитых "6 соток", когда семья Ковалевых стала чаще проводить свободное время под Ленинградом, не привыкший к оседлой жизни глава семьи втянулся в обустройство дачного хозяйства и, не умея и не желая сидеть без дела, очень многое сделал своими руками.

Сергея Никитича всегда отличало умение чувствовать, видеть и ценить прекрасное - будь то красота технических решений или красота природы. При этом он умеет и другим показать эту красоту, передать свои чувства и впечатления.

Живая натура Сергея Никитича всегда требовала активной деятельности, выхода творческой энергии, самовыражения. Может быть, поэтому академик взял в руки кисти и краски. И увлекся. Посмеиваясь над собой, работал в свободные часы за мольбертом. Время шло, росло количество живописных работ. После некоторых колебаний автор представил свои работы на художественных выставках в МДЦ "Нептун", в Голубой гостиной Союза художников, в выставочном зале Союза художников на Охте. Посетители выставок, разглядывая пейзажи, наполненные теплом и любовью к природе и жизни, не сразу осознавали, что незнакомый художник Ковалев, чья подпись значится на картинах, - генеральный конструктор атомных ракетоносцев.

Невозможно немногими словами передать масштабность, огромное обаяние и притягательную силу личности Сергея Никитича, перечислить хотя бы основные достижения и вехи его жизненного пути, - этому посвящена прекрасная книга, вышедшая в 1999 г. под научной редакцией академика РАН И.Д. Спасского, "Академик Сергей Никитич Ковалев", которую написал один из ближайших соратников генерального конструктора, его заместитель -и друг в течение многих лет В.П. Семенов.

Сергей Никитич Ковалев - создатель атомных подводных крейсеров удерживает первенство по продолжительности активной и плодотворной конструкторской и научной деятельности. Вот уже 60 лет трудится он в КБ, являясь в нем одним из признанных и авторитетнейших лидеров.

Владимир МАРУШИН
начальник группы истории подводного кораблестроения ФГУП "ЦКБ МТ "Рубин",
капитан 1 ранга запаса

Опубликовано в выпуске № 31 (48) за 18 августа 2004 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц