Болтунов Михаил
Военный разведчик Лев Сергеев – человек уникальный и его разведмиссия в США – явление не просто редкое, оно единственное и неповторимое. Подобного в истории, пожалуй, не было и вряд ли будет. В такие условия и обстоятельства ни до него, ни после него не попадал никто.
В апреле 1970 года выпускник военно-дипломатической академии подполковник Владимир Наон прибыл в Каир, его назначили помощником военного атташе. К тому времени ему исполнилось 37 лет.
В 1979 году полковнику Александру Лазаренко исполнилось 57 лет. Возраст вполне солидный, чтобы с чувством исполненного долга уйти на пенсию. Да и послужил Отчизне немало.
В 1978 году в Париже состоялся громкий процесс: судили Жоржа Бофиса, героя Сопротивления, офицера ордена Почетного легиона. Он получил восемь лет заключения за шпионаж в пользу Советского Союза. Как утверждалось на суде и в прессе, завербовал его Нил Ленский, советский военный разведчик.
В декабре 1979 года советские войска вошли в Афганистан, а в январе 1980-го начал формироваться 249-й разведывательный пункт. Возглавил его полковник Шамиль Халиков. Одним из офицеров был майор Михаил Коноваленко.
Старший лейтенант Юрий Тетяков, переводчик советской военной миссии связи при главнокомандующем сухопутными войсками США в Европе, уезжал в отпуск. Он выбрал время, отпросился у начальника и заглянул в американский Военторг, который располагался в центре Франкфурта-на Майне.
Начальник Главного разведывательного управления генерал-полковник Петр Ивашутин слушал молча.
Гвардии капитан Алексей Лебедев. Летчик-ас, Герой Советского Союза, наградной лист которого подписал лично маршал Жуков. Как получилось, что он стал асом в разведке и завербовал одного из самых ценных агентов за всю историю.
Космическая разведка суперсекретна, закрыта, что называется, на семь замков. А ведь ей уже несколько десятилетий. Кто же стоял у истоков этой самой передовой и наукоемкой службы, создавал ее, возглавлял? Имя этого человека – генерал-лейтенант Петр Трофимович Костин.
В 2016 году несколько американских дипломатов из посольства на Кубе пожаловались на ухудшение здоровья. У них появились головные боли, нарушение слуха, носовые кровотечения.
В 60-е годы американское ракетное оружие европейского базирования представляло для СССР стратегическую угрозу. США изменили баланс сил первого удара в свою пользу. Чем могли ответить мы? По большому счету ничем.
В истории военной разведки немало страниц поистине героических, достойных гордости и признания, но до сих пор практически неизвестных. Одной из них является многолетний сложнейший проект – установление агентурной радиосвязи между Москвой и американским континентом. Не все зависело от разведки.
Первый ядерный взрыв был осуществлен в Советском Союзе 29 августа 1949 года. Проводился он в сверхсекретном режиме. Однако уже через несколько суток о событии узнали американцы. Но как?
На долю генерала Юрия Крестовского выпало решение многих поистине судьбоносных задач.
В 1957 году министр обороны СССР Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, утверждая план радио- и радиотехнической разведки, вычеркнул Афганистан как дружественную страну из списка объектов наблюдения. Это был поистине исторический росчерк.
События Великой Отечественной, тяжелые сражения, победы, потери и утраты на долгое время отодвинули в тень память о военных конфликтах предвоенного времени. Хотя боевой опыт некоторых уникален.
В истории России есть славные, но забытые имена. Одно из них – генерал-майор Василий Тупиков. Он был назначен военным атташе и резидентом в Берлине в самое тяжелое время, за полгода до начала Великой Отечественной войны.
Современные войны немыслимы без применения средств радиоэлектронной борьбы. Примеров более чем достаточно. Можно вспомнить, как российский Су-24 подавил радиоэлектронную систему американского корабля «Дональд Кук».
Мало кому известная система космического слежения «Звезда», действовавшая во времена СССР в интересах Главного разведывательного управления Генерального штаба, была разработана советскими специалистами в целях обороны и безопасности страны.
Деятельность кораблей радиоразведки – отдельная глава истории ГРУ. Многие годы засекреченная, закрытая и как результат со временем забытая, она достойна лучшей участи. Ибо в ней заключены мужество, героизм, высокий профессионализм и великая сила флотского братства.