Бартош Александр
Прогнозирование социальных процессов в целом, военно-политических, военно-технических и собственно военных процессов в частности – важнейший инструмент при определении перспектив развития армий, боевой техники, ратного искусства как в стране, так и у вероятных противников и при определении характ
Совсем недавно глава Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Марк Милли заявил, что в настоящее время страна переживает период соперничества великих держав, но не период конфликта.
Руководство США в течение многих лет рассматривает ненасильственные и увеличивающие издержки России варианты, которые Вашингтон и его союзники могли бы использовать в экономической, политической, информационной и военной сферах с тем, чтобы подвергнуть стрессу – чрезмерно растянуть и разбалансиро
Вопросы будущего Североатлантического альянса являются одним из основных пунктов повестки каждого саммита НАТО и неформальных встреч.
Сегодня геополитическая конкуренция между центрами силы все чаще разыгрывается в серой зоне (СЗ), которая охватывает пространство, выходящее за рамки дипломатии и не связанное с обычной войной.
Пандемия COVID-19 внесла радикальные изменения в формат и повестку работы Североатлантического совета на уровне министров иностранных дел в штаб-квартире НАТО 2 апреля 2020 года. Впервые в 70-летней истории альянса встреча министров была виртуальной.
Заявление Пентагона о проведении Соединенными Штатами военных учений при участии министра обороны Марка Эстера, симулирующих нанесение ответного удара после применения Россией в Европе ядерного оружия малой мощности против стран НАТО, вызывает недоумение.
Соперничество между мировыми центрами силы, рост экстремизма и международного терроризма, бесцеремонное вмешательство в дела суверенных государств, наращивание военных приготовлений, другие вызовы и угрозы подвергают международное право, механизмы и миропорядок серьезным испытаниям, которые продл
Исследовательская корпорация РЭНД разработала по заказу Пентагона достаточно объемный 116-страничный доклад «Враждебные меры России. Борьба с агрессией российской серой зоны против НАТО на контактном, тупом и скачковом уровнях соперничества» (Russia's Hostile Measures.
На заседании военного комитета НАТО на уровне начальников генеральных штабов 14–15 января в Брюсселе основное внимание было уделено обсуждению военных аспектов позиции альянса в области сдерживания и обороны с акцентом на Евро-Атлантический регион.
Исследовательская служба конгресса США накануне саммита НАТО в Лондоне подготовила обзор тем для обсуждения на встрече с акцентом предстоящих дискуссий на территориальной обороне и сдерживании «российской агрессии».
Лондонский саммит НАТО 3–4 декабря прошел во взаимных упреках при высокой степени неопределенности насчет дальнейшего развития блока.
Новый импульс исследованиям борьбы стратегических противников придал выполненный в 2019 году по заданию Пентагона доклад корпорации RAND «Завоевание конкурентных преимуществ в серой зоне. Варианты ответа на принудительную агрессию ниже порога крупной войны».
Источниками нынешних и грядущих проблем «истинных демократий» традиционно объявляют Россию и примкнувший к ней Китай. Также возмутителями мирового спокойствия наряду с Ираном все чаще называют Турцию.
Гибридизация НАТО оказывает серьезное влияние на состояние национальной безопасности России и международную стабильность. Идея не нова, но при ускоренной глобализации и информационно-коммуникационной революции превращается в мощный инструмент политического влияния.
Стратегические культуры (СК) отражают присущую каждому государству совокупность стереотипов устойчивого поведения при масштабном применении военной силы, в том числе при подготовке, принятии и реализации стратегических решений.
Роль военной силы в межгосударственных отношениях описывается в концепции стратегической культуры. Это понятие охватывает и финансово-экономическую, административно-политическую, культурно-мировоззренческую сферы жизни.
На очередном саммите НАТО 3–4 декабря в Лондоне запланировано обсуждение угроз и вызовов современности, задач альянса по обеспечению стабильности и безопасности. По мере приближения мероприятия программа будет детализироваться и дополняться.
В гибридной войне и «цветной революции» стратегия развала государства и перевода его под внешнее управление построена на использовании комплекса внешне не существенных подрывных мероприятий, на незаметности уничтожения противника в конфликтах нового типа.
Трансформация конфликтов современности, появление новых угроз требуют уточнить сущность и содержание военной стратегии. Речь о принципах предотвращения войны, подготовки к ней и ее ведения, формах и способах применения ВС Российской Федерации прежде всего в стратегическом сдерживании.