Версия для печати

Россия начала разработку БЖРК

Боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК), разработка которых началась в России, существенно усилят боевой потенциал Ракетных войск стратегического назначения, считает действительный академический советник Академии инженерных наук РФ, ветеран РВСН Юрий Зайцев.

«Возможно ли сегодня воссоздать БЖРК? Несомненно! Наземная его инфраструктура в большой степени, по-видимому, сохранилась. По мнению бывшего командующего Костромской ракетной дивизии БЖРК генерал-майора Виктора Шмонова, новый боевой железнодорожный ракетный комплекс может быть вооружен «Тополем-М» или, еще лучше «Ярсом», который способен нести сразу четыре боезаряда», - сказал Ю.Зайцев, комментируя сообщения СМИ о том, что в России началась разработка БЖРК нового поколения.

По его словам, на создание нового комплекса «понадобятся не один год и немалые финансовые затраты, но обеспечение безопасности страны того стоит».

По мнению эксперта, российско-американский Договор в области стратегических наступательных вооружений СНВ-3 не стал катализатором усиления мер взаимного доверия между двумя странами, поэтому Россия важно иметь в своем арсенале новые системы вооружений, способные ее защитить, считает он.

«Большие надежды, возлагавшиеся на развитие российско-американских отношений после подписания Договора СНВ-3, не оправдались. Провозглашенное американским руководством стратегическое партнерство, оказалось декларативным. Разработка нового договора о еще более глубоком сокращении наступательных вооружений крайне маловероятна. В этой связи более рациональным представляется создание вооружений, призванных обеспечить безопасность России», - сказал Ю.Зайцев.

По его словам, дальнейшее сокращение числа стратегических средств РФ «с одной стороны резко повышает вероятность обезоруживающего удара по ним, с другой - снижает возможность ответного удара при наличии глобальной ПРО США».

«В этой связи важно воссоздание боевых железнодорожных ракетных комплексов. Это будет, наряду с новой тяжелой жидкостной ракетой, эффективное оружие сдерживания амбиций и агрессивных планов американских военных», - сказал эксперт.

Он напомнил, что впервые в мировой практике БЖРК были созданы в СССР в начале 80-х годов. В феврале 1983 года БЖРК, вооруженный ракетой РТ-23, поступил в опытную эксплуатацию.

Ракета массой 104 т и максимальной дальностью стрельбы 10000 км была оснащена 10 ядерными боеголовками индивидуального наведения мощностью по 50 кт каждая. В одном поезде имелись три пусковые установки. Первая ступень МБР была унифицирована с первой ступенью баллистической ракетой Р-39, которой оснащались ракетные подводные крейсера стратегического назначения пр.941 «Акула», больше известные как «Тайфун».

28 ноября 1989 года на вооружение принимается железнодорожный комплекс с усовершенствованной ракетой РТ-23 УТТХ «Молодец» (УТТХ - улучшенные тактико-технические характеристики, западное обозначение SS-24, Skalpel Mod-3).

По замыслам БЖРК должны были составлять основу группировки ответного удара - оружия неминуемого возмездия. Благодаря разветвленности российских железных дорог он обладал повышенной живучестью и с большой вероятностью должен был уцелеть после нанесения противником первого удара.

В свое время, когда американцы планировали создать нечто подобное, они провели специальные исследования. Оказалось, что при рассредоточении 25 составов, что более чем в два раза больше количества комплексов, которые имела в 2000 году Россия, на участке железной дороги протяженностью в 120 тыс. км (это намного меньше главного пути российских железных дорог), вероятность поражения одного БЖРК составляет всего 10% при использовании 150 российских МБР типа «Воевода».

Каждый российский БЖРК был способен, не обнаруживая себя, преодолевать более 1000 км в сутки и запускать ракеты из любой точки маршрута. В том числе и с электрифицированных железных дорог, поскольку имел специальное устройство закорачивания и отвода контактной сети. При этом БЖРК выглядели как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов.

Всего было развернуто три дивизии - под Костромой, Пермью и в Красноярском крае, по четыре полка в каждой.

По словам Ю.Зайцева, американцы боялись БЖРК даже больше чем «Сатаны» и делали все возможное, чтобы они были сняты с вооружения РВСН. Окончательный приговор им вынесло соглашение по СНВ-2. Все РТ-23 УТТХ подлежали уничтожению, хотя само соглашение так и не было ратифицировано. После одностороннего выхода США из договора по ПРО Москва заявила о неактуальности этого соглашения и уничтожение ряда уникальных стратегических вооружений, в том числе БЖРК, было приостановлено.

«По заявлению тогдашнего командующего РВСН Николая Соловцева, они должны были остаться на вооружении, по крайней мере, до 2010 года. Более того, благодаря растущему бюджетному финансированию появилась надежды, что они вновь вернутся на боевое патрулирование. По-видимому, это была последняя попытка припугнуть американцев, и они не будут создавать глобальную ПРО. Не получилось. Вашингтон, имея в России многочисленных лоббистов, был уверен, что русские в очередной раз смирятся с нарушением стратегического паритета», =- сказал эксперт.

В июне 2003 года пустили под нож первый поезд стратегического назначения. Спустя еще два года снимается с дежурства и после годового пребывания на базе хранения отправляется на утилизацию последний БЖРК 10-й гвардейской Краснознаменной ордена Суворова ракетной дивизии (Кострома), сказал Ю.Зайцев.

По его мнению, не было каких-то технических причин снятия БЖРК с вооружения. РТ-23УТТХ «Молодец» принят на вооружение в 1989 году, а РС-18Б (SS-19 Stilleto) в 1980 году - то есть почти десятью годами раньше, но РС-18 до сих пор стоят на боевом дежурстве, превысив гарантийные сроки эксплуатации более чем в три раза. Как и РС-20Б, «Воевода» более известная на западе как «Сатана», поставленная на боевое дежурство практически одновременно с РС-18Б. Последний вариант «Воеводы» был принят на вооружение практически одновременно с «Молодцом» и продленный срок его эксплуатации истечет не ранее 2022 года.

«Воссоздание БЖРК и разработка новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты станут реальным фактором обеспечения ответного удара в случае агрессии против России. Одним только мобильным «Тополям» и «Ярсам» с этой задачей не справиться», - считает эксперт.

По его словам, разветвленность российской железнодорожной сети, обеспечивает БЖРК значительно большую скрытность, чем у подвижных грунтовых ракетных комплексов. «Добавьте к этому возможность укрытия составов в скальных туннелях на маршрутах дежурства. Во всяком случае, американцам так и не удалось ни разу полностью отследить комплекс на патрулировании. В том числе до и после учебно-боевого пуска ракеты», - сказал Ю.Зайцев.

По его словам, возобновить производство самих ракет «Молодец» нереально: они изготавливались на Украине, и все основное их производство уничтожено.

Загрузка...
Аватар пользователя Всеволод
Всеволод
26 декабря 2012
В 80-е принимал участие в этой тематике. Уже тогда были определенные сложности. Чего ждать в условиях анархического политического режима 1985-2024 гг.?
Аватар пользователя Анатолий Скопин
Анатолий Скопин
26 декабря 2012
Он напомнил, что впервые в мировой практике БЖРК были созданы в СССР в начале 80-х годов. Ни чего не могу понять, в 1963 или 64ом году во время службы в армии, я заходил в вагон такого поезда, беседовали с солдатами. У них было своё оборудование для добычи жидкого кислорода и азота, следовательно, ракета жидкостная. Поезд выглядел как обычный пассажирский. Может это был первый испытательный БЖРК. Стоял он тогда на полигоне Плесецк, где я его видел. Иваныч.
Аватар пользователя Сомневающийся
Сомневающийся
26 декабря 2012
Основным недостатком бжрк "скальпель" считалась его демаскирующая повышенная длинна - 22м вместо 14-16 м и большее кол-во осей чем у обычных вагонов. Если новый комплекс замаскируют под стандартные товарняки то проблема классификации комплекса противником уменьшится. Понятно что придется пожертвовать "мощностью" ракет. Т.Е. масса ракеты не должна будет превышать 68т и не более 16 метров в длину. Еще один вопрос про жд катастрофы - расгильдяйства никто не отменял и поезда терпели и будут терпеть крушения.
Аватар пользователя эдуард
эдуард
17 января 2013
сатья много лжи первое ракета рт23 была уникальная да 104тонны да десять блоков но не по 50 килотон а аж целых 500кл имел каждый боевой блок путоеды хватит лгать это значит что в одной ракете было пять Мегатон ядерного военного плутония в десяти блоков одной ракете в сравнение ракета рт23 мощнее нового Ярса в девять раз а Тополя М аж в десять а нам хотят запутать ненадо делать БЖРК и ставить туда маламощные карандаши в десять раз меньше чем были смыслМегатон.сатья много лжи первое ракета рт23 была уникальная да 104тонны да десять блоков но не по 50 килотон а аж целых 500кл имел каждый боевой блок путоеды хватит лгать это значит что в одной ракете было пять Мегатон ядерного военного плутония в десяти блоков одной ракете в сравнение ракета рт23 мощнее нового Ярса в девять раз а Тополя М аж в десять а нам хотят запутать ненадо делать БЖРК и ставить туда маламощные карандаши в десять раз меньше чем были смыслМегатон.a
Аватар пользователя эдуард
эдуард
17 января 2013
Сомневающийся,ты хоть знаешь сколько в метрах вагон Рефрижератор нет тогда ненадо спорить стандартный вагон Рефрижератор имеет длину 24 метра учи гранит науки первое требованиям СССР перед Академиками братьями Уткиными была поставлена задача что бы ракета рт23 была не больше стандартного вагона Рефрижератора это факт
Аватар пользователя Денис
Денис
19 февраля 2013
Длину состава измеряют в условных вагонах (1 у.в.= длине полувагона, т.е. 14м) Реф. вагоны выпускались двух видов 19 и 21 метр, длина по осям автосцепок 20,080 и 22,08 соответственно. Длина ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец»:полная 23,3м,без головной части("надувная")19,0м.и в ТПК 22,6м.
Аватар пользователя Виктор
Виктор
27 октября 2014
А как если поставить на БЖРК ракету Булаву?
Аватар пользователя u-58
u-58
23 декабря 2014
Так просто Булаву или чего ещё не поставить.Это не ЛЕГО. Всегда возникают сотни технических вопросов. При углублении в них добавляются ТЫСЯЧИ вопросов.И это не преувеличение. Это всё ж ракетная техника. Любая "мелочь" весьма весома в своём разрешении. Политика технических компромисов исключена, ибо никогда ( для ракет) ни к чему сколько- нибудь позитивному не приводила. Так что носитель нужно либо возрождать, либо новый готовить
Аватар пользователя Всеволод
Всеволод
26 декабря 2012
В 80-е принимал участие в этой тематике. Уже тогда были определенные сложности. Чего ждать в условиях анархического политического режима 1985-2024 гг.?
Аватар пользователя Анатолий Скопин
Анатолий Скопин
26 декабря 2012
Он напомнил, что впервые в мировой практике БЖРК были созданы в СССР в начале 80-х годов. Ни чего не могу понять, в 1963 или 64ом году во время службы в армии, я заходил в вагон такого поезда, беседовали с солдатами. У них было своё оборудование для добычи жидкого кислорода и азота, следовательно, ракета жидкостная. Поезд выглядел как обычный пассажирский. Может это был первый испытательный БЖРК. Стоял он тогда на полигоне Плесецк, где я его видел. Иваныч.
Аватар пользователя Сомневающийся
Сомневающийся
26 декабря 2012
Основным недостатком бжрк "скальпель" считалась его демаскирующая повышенная длинна - 22м вместо 14-16 м и большее кол-во осей чем у обычных вагонов. Если новый комплекс замаскируют под стандартные товарняки то проблема классификации комплекса противником уменьшится. Понятно что придется пожертвовать "мощностью" ракет. Т.Е. масса ракеты не должна будет превышать 68т и не более 16 метров в длину. Еще один вопрос про жд катастрофы - расгильдяйства никто не отменял и поезда терпели и будут терпеть крушения.
Аватар пользователя эдуард
эдуард
17 января 2013
сатья много лжи первое ракета рт23 была уникальная да 104тонны да десять блоков но не по 50 килотон а аж целых 500кл имел каждый боевой блок путоеды хватит лгать это значит что в одной ракете было пять Мегатон ядерного военного плутония в десяти блоков одной ракете в сравнение ракета рт23 мощнее нового Ярса в девять раз а Тополя М аж в десять а нам хотят запутать ненадо делать БЖРК и ставить туда маламощные карандаши в десять раз меньше чем были смыслМегатон.сатья много лжи первое ракета рт23 была уникальная да 104тонны да десять блоков но не по 50 килотон а аж целых 500кл имел каждый боевой блок путоеды хватит лгать это значит что в одной ракете было пять Мегатон ядерного военного плутония в десяти блоков одной ракете в сравнение ракета рт23 мощнее нового Ярса в девять раз а Тополя М аж в десять а нам хотят запутать ненадо делать БЖРК и ставить туда маламощные карандаши в десять раз меньше чем были смыслМегатон.a
Аватар пользователя эдуард
эдуард
17 января 2013
Сомневающийся,ты хоть знаешь сколько в метрах вагон Рефрижератор нет тогда ненадо спорить стандартный вагон Рефрижератор имеет длину 24 метра учи гранит науки первое требованиям СССР перед Академиками братьями Уткиными была поставлена задача что бы ракета рт23 была не больше стандартного вагона Рефрижератора это факт
Аватар пользователя Денис
Денис
19 февраля 2013
Длину состава измеряют в условных вагонах (1 у.в.= длине полувагона, т.е. 14м) Реф. вагоны выпускались двух видов 19 и 21 метр, длина по осям автосцепок 20,080 и 22,08 соответственно. Длина ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец»:полная 23,3м,без головной части("надувная")19,0м.и в ТПК 22,6м.
Аватар пользователя Виктор
Виктор
27 октября 2014
А как если поставить на БЖРК ракету Булаву?
Аватар пользователя u-58
u-58
23 декабря 2014
Так просто Булаву или чего ещё не поставить.Это не ЛЕГО. Всегда возникают сотни технических вопросов. При углублении в них добавляются ТЫСЯЧИ вопросов.И это не преувеличение. Это всё ж ракетная техника. Любая "мелочь" весьма весома в своём разрешении. Политика технических компромисов исключена, ибо никогда ( для ракет) ни к чему сколько- нибудь позитивному не приводила. Так что носитель нужно либо возрождать, либо новый готовить

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц