Версия для печати

В эти дни крейсер «Красный Кавказ» был торпедирован первой крылатой ракетой

21 ноября 1952 года в акватории близ Феодосии пошел ко дну крейсер «Красный Кавказ», на счету которого было более 60 боевых походов. Легендарное судно разломилось пополам в результате удара первой отечественной серийной противокорабельной крылатой ракеты воздушного базирования КС-1 «Комета» - одного из прообразов современных крылатых ракет.

Работы над «самолетом-снарядом» начались пятью годами ранее в Специальном бюро №1 НКВД. На первых этапах к работе в СБ-1 привлекались немецкие специалисты - некоторые из них были военнопленными, другие добровольно переехали в Советский Союз. Был также и «спецконтингент» - заключенные, в числе которых, к примеру, известный математик член-корреспондент Академии наук СССР Николай Кошляков.

 

Конструкторам предстояло создать «самолет-снаряд» на базе ракет 10Х и 14Х, разработанных в КБ Владимира Челомея. К слову, проектирование «Кометы» шло по необычному пути - сначала была придумана система управления, и уже под нее подбирали варианты ракеты.

 

К разработке было подключено ОКБ-155 под руководством Анастаса Микояна, и в ноябре 1949 года был представлен новый эскизный проект самолета-снаряда - его корпус внешне напоминал уменьшенную копию истребителя МиГ-15, в котором на месте кабины пилота размещались отсек аппаратуры системы управления и фугасно-кумулятивная боевая часть. На этой версии «Кометы» устанавливались турбореактивные двигатели РД-500 К. 

 

Чтобы ускорить испытания новейшего для той поры оружия, четыре опытных образца самолета-снаряда сделали пилотируемыми. Кабину пилота расположили на месте боевой части. Скорость полета для того времени была необыкновенной - на высоте трех километров «Комета» развивала около 1060 километров в час, посадочная скорость составляла 270-290 километров в час. Самолетом-носителем был выбран Ту-4. Испытания «Кометы» проводились у берегов Крыма между Керчью и Феодосией. 4 января 1951 года первый полет на изделии СДК совершил легендарный летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. 

 

Главное испытание было намечено на ноябрь 1952 года. Отошедшая от носителя «Комета» должна была ударить по обращенному в мишень крейсеру «Красный Кавказ». Топить ценный корабль никто не собирался, поэтому ракета имела боевую часть с инертным снаряжением.

 

Результаты стрельбы превзошли ожидания разработчиков. Двухтонный самолет-снаряд на околозвуковой скорости насквозь прошил борта крейсера. Последовавший взрыв боевой части, несмотря на инертное снаряжение, буквально разломил корабль пополам. Через 12 минут после попадания судно водоизмещением более 7 тыс тонн затонуло.

 

РГ отмечает, что на вооружение комплекс «Комета» официально был принят в 1953 году. Годом позже на его основе было решено создать еще две модификации - корабельный комплекс для крейсеров проекта 67 и береговой – «Стрела». От первого после создания опытного образца отказались, а для второго в скором времени было начато строительство первого в мире подземного ракетного комплекса.

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...