Версия для печати

Сегодня заработала Дорога жизни блокадного Ленинграда

22 ноября 1941 года с восточного берега Ладожского озера вышла первая автоколонна с грузом продовольствия для осажденного Ленинграда. Вечером того же дня, преодолев по неокрепшему льду 32 км, колонна прибыла в Осиновец на западном берегу. Началось автомобильное движение по знаменитой Дороге жизни.

8 сентября 1941 года с захватом фашистскими войсками Шлиссельбурга началась блокада Ленинграда. С началом блокады в её кольце, по приблизительным подсчётам, оказалось 2,5 миллиона жителей города и около 340 тысяч жителей пригородов. При этом всех продовольственных запасов, имевшихся в Ленинграде, хватало максимум на месяц. Ситуация усугублялась еще и тем обстоятельством, что с началом блокады часть продовольственных складов была уничтожена немецкой авиацией.

 

Эвакуировать население в нужных количествах также не представлялось возможным. После того как в конце августа немецкие войска перерезали последнее железнодорожное сообщение города со страной, эвакуация промышленных предприятий и населения была приостановлена. А доставлять в город продовольствие и боеприпасы можно было только по воздуху и водным путём по Ладожскому озеру.

 

Из-за наступившей ранней зимы навигацию пришлось завершить уже в начале ноября. Оставшийся способ доставки грузов по воздуху продолжал действовать, однако его возможности были совершенно недостаточны - над населением города нависла угроза полного вымирания от голода.

 

В этих условиях 13 ноября начальником тыла Ленинградского фронта Феофаном Лагуновым был подписан приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец - маяк Кареджи». 

 

Для прохождения грузовика с тонной груза через озеро по льду его толщина по всей трассе должна быть не меньше 20 см. К 20 ноября толщина льда достигла 18 см, и в этот день на восточный берег Ладоги был отправлен конно-санный обоз из 350 упряжек. Вечером того же дня он добрался до Кобоны, загрузился мукой и отправился ночью в обратный путь, прибыв в Осиновец 21 ноября с грузом 63 т муки.

 

22 ноября на восточный берег была отправлена автоколонна 389-го отдельного автотранспортного батальона, состоящая из 60 автомашин с прицепленными санями. Загрузив на восточном берегу 70 т продовольствия, автоколонна отправилась назад и прибыла в Осиновец вечером того же дня.

 

Автомобильное движение по Дороге жизни было открыто. 

 

Только за первый ледовый период работы дороги, с ноября 1941 года по апрель 1942 года, было эвакуировано из Ленинграда около 550 тыс жителей, а в город доставлено свыше 350 тыс тонн грузов. С началом навигации перевозки продолжились по воде. Всего же за время работы Дороги жизни по ней было эвакуировано из Ленинграда свыше 1370000 жителей, а также перевезено более 1600000 тонн грузов.

 

Дорога жизни официально функционировала с 12 сентября 1941 года по март 1943 года. После освобождения Шлиссельбурга было восстановлено железнодорожное сообщение города со страной, и основной грузопоток пошёл по железной дороге.

 

 

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...