Версия для печати

На страже прав человека в погонах

Денисов Виталий
Военная юстиция - неотъемлемая часть юридической системы государства. Построение правового государства с повестки дня никто не снимал. Военный человек в защите своих прав нуждается, пожалуй, в большей степени, чем человек гражданский. Но есть еще обязанности и дисциплина, требования закона и интересы службы. О том, как сегодня работает военная юстиция, каковы приоритеты в ее деятельности, состояние с соблюдением законности в Вооруженных Силах, наиболее болевые точки читателям "Военно-промышленного курьера" рассказывает заместитель председателя Верховного суда Российской Федерации Анатолий ПЕТРОЧЕНКОВ.


СИСТЕМЕ ВОЕННЫХ СУДОВ ИСПОЛНИЛОСЬ 90 ЛЕТ


Военная юстиция - неотъемлемая часть юридической системы государства. Построение правового государства с повестки дня никто не снимал. Военный человек в защите своих прав нуждается, пожалуй, в большей степени, чем человек гражданский. Но есть еще обязанности и дисциплина, требования закона и интересы службы. О том, как сегодня работает военная юстиция, каковы приоритеты в ее деятельности, состояние с соблюдением законности в Вооруженных Силах, наиболее болевые точки читателям "Военно-промышленного курьера" рассказывает заместитель председателя Верховного суда Российской Федерации Анатолий ПЕТРОЧЕНКОВ.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ПЕТРОЧЕНКОВ Анатолий Яковлевич


ПЕТРОЧЕНКОВ Анатолий Яковлевич
Фото Леонида ЯКУТИНА
Родился 30 октября 1942 года в деревне Кунцово Кардымовского района Смоленской области. Окончил Тамбовское военное артиллерийское училище, военно-юридический факультет Военно-политической академии им. В.И. Ленина. С 1972 года - член и председатель военных трибуналов Черноморского, Северного флотов, Уральского и Сибирского военных округов. С 1989 года - судья Верховного суда СССР - председательствующий судебного состава Военной коллегии. С 1992 года - судья Верховного суда РФ - судья Военной коллегии. 24 ноября 2004 года назначен заместителем председателя Верховного суда РФ - председателем Военной коллегии Верховного суда РФ. С 2007 года - заместитель председателя Верховного суда Российской Федерации.

Имеет высший квалификационный класс. Заслуженный юрист Российской Федерации. Награжден орденами и медалями.


- Анатолий Яковлевич, у военных судов в России более чем 300-летняя история. Чем обусловлено празднование 90-летия военных судов сегодня?

- Первые упоминания о военных судах историки относят к началу ХVII века. Из постоянных воинских формирований на Руси тогда имелись лишь стрелецкие и пушкарские полки. Появление военных судов было связано с необходимостью осуществления судебной власти в армии, особенно при ведении боевых действий.

В период правления Петра I, с созданием в России регулярной армии, произошли изменения в системе военных судов. В 1702 г. появилось Уложение Шереметева, а в 1706 г. - на базе немецкого военно-уголовного кодекса - Краткий артикул Меньшикова. Этими нормативными актами устанавливалась суровая ответственность, особенно за проявление трусости (независимо от чина). Преступлением признавалось пьянство офицеров.

В 1716 г. был введен составленный Петром I Воинский устав, который включал отдельную статью "О суде и судиях", в ней были предусмотрены коллегиальные военные суды трех видов: 1) высший (генеральный) суд; 2) низший (полковой) суд; 3) "скорорешительный суд" (для условий военного времени в случаях, не терпящих отлагательства).

В 1867 году, при императоре Александре II, была проведена военно-судебная реформа, принят Военно-судебный устав. Получили нормативное закрепление вопросы подсудности военных судов, принципы их деятельности: состязательность, равноправие сторон, устность, гласность. Создаваемая военно-судебная система включала в себя полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд с двумя отделениями - в Сибири и на Кавказе.

Упразднение в 1917 г. старого госаппарата привело к прекращению деятельности и судебной системы. В начале становления советской власти создавались местные суды и революционные трибуналы, в которых предполагалось рассматривать и дела в отношении военнослужащих. Создание военных судов не предусматривалось.

Однако жизнь диктовала свои условия. Необходимость поддержания дисциплины в армейской среде, борьбы с многочисленными преступными проявлениями, обеспечения нормальной деятельности армии требовали создания новой системы военно-судебных органов. Ими стали революционные военные трибуналы, которые создавались в войсках по инициативе командования. 14 октября 1918 г. был создан, а 8 декабря 1918 г. приступил к работе Реввоентрибунал Республики, взявший на себя руководство реввоентрибуналами в войсках. Так началось возрождение российской военно-судебной системы. С этого времени дату 8 декабря принято считать днем создания военных судов.

- В последние десятилетия в СМИ, исторической и юридической литературе немало говорилось о негативной роли советской системы правосудия.

- Пройденный российской военно-судебной системой путь был сложным и не всегда однозначным, но, к счастью, не утратил позитивной основы: принципы законности и справедливости в работе военных судов все же одерживали верх, хотя и дорогой ценой.

Необходимо понимать, что суд - неотъемлемая часть государственного механизма и, соответственно, защищает систему ценностей, этим государством провозглашенных. Говоря о периоде незаконных политических репрессий, многие забывают, что, помимо судов, в стране была сформирована и действовала система так называемых "несудебных" органов: различные "двойки", "тройки", "особые совещания", созданные для проведения репрессивных мер именно в обход правосудия, в обход закона.

Оставаясь объективным, нельзя не вспомнить, что многие представители советской военно-судебной системы открыто выступали против беззакония и произвола карательных органов, вследствие чего одними из первых ощутили на себе всю тяжесть репрессий. Другие же, вынужденно исполняя отведенную им политическим руководством страны роль, оказались непосредственно причастными к проводимой в стране репрессивной политике. Это сложная, трагическая, но наша история! Ее необходимо тщательно изучать и делать выводы, продумывать и реализовывать систему мер, способных гарантировать российскую судебную, в том числе военно-судебную, систему от повторения ошибок прошлого.

Нельзя постоянно говорить об истории России исключительно в мрачных тонах - так недолго и вовсе лишиться способности ко всякому созидательному началу. Говоря о традициях, преемственности в российской военно-судебной системе, нельзя забывать, что ее советский период содержит огромный пласт героических страниц, немалый положительный опыт честного и добросовестного служения закону. Например, борьба с теми же преступными проявлениями, в основе которых трусость, корыстолюбие, стяжательство. С преступными проявлениями в виде паникерства, дезертирства, предательства, бандитизма, мародерства, расхищения государственной и личной собственности граждан в военные годы и послевоенный период органы военной юстиции вели самую беспощадную и самоотверженную борьбу.

Военные судьи, судебные секретари, сотрудники судебных канцелярий обеспечивали проведение судебных процессов в самых, казалось бы, неподходящих для этого условиях - в землянках, блиндажах, на переднем крае. Вправе ли мы забыть об этом? А опыт привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении военных преступлений, преступлений против мира, против человечности, преследование изменников Родины и военных преступников?

А рассмотрение огромного массива дел, связанных с реабилитацией жертв политических репрессий?! Кстати, активную работу в этом направлении органы военной юстиции начали одними из первых в стране, продолжают ее и сейчас.

Нельзя предавать забвению и память о сотрудниках военных трибуналов, которые с оружием в руках принимали непосредственное участие в борьбе с врагом в годы Великой Отечественной войны, обеспечении и поддержании правопорядка на освобожденных территориях, решали задачи в послевоенный период и на территории СССР, и за его пределами: в группах советских войск, дислоцированных в дружественных государствах. Многие военные судьи награждены государственными наградами, удостоены почетных званий, в том числе звания Герой Советского Союза. Забыть эти страницы нашей истории, означало бы предать свое прошлое!

- Анатолий Яковлевич, расскажите о судьбе военных трибуналов после распада СССР.

- С упразднением судебных структур бывшего Союза ССР в 1991 году возник вопрос о дальнейшей судьбе военных трибуналов и Военной коллегии.

В.М. Лебедев, являвшийся в то время председателем Верховного суда РСФСР, работая над проектом судебной реформы, предложил сохранить военно-судебные органы в России как составную часть судебной системы нового государства. Постановлениями Президиума Верховного Совета 28 декабря 1991 г. "О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР" и от 13 января 1992 г. "О военных трибуналах" Военная коллегия бывшего Верховного суда СССР и военные трибуналы, дислоцирующиеся на территории России, были включены в судебную систему России. С этого времени Военная коллегия работает в составе Верховного суда Российской Федерации.

21 апреля 1992 г. очередной Съезд народных депутатов России по предложению Верховного суда РФ внес дополнения в Конституцию Российской Федерации (ст.163 и 164), включив военные трибуналы в судебную систему Российской Федерации, вернув им прежнее, дореволюционное название - "военные суды". С принятием 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации, где по иному определены понятие, задачи судебной власти и способы ее осуществления, начался новый, современный этап в развитии системы военных судов, который привел к их коренному преобразованию.

Одним из первых шагов на этом пути стало принятие при участии Военной коллегии постановления Пленума Верховного суда РФ от 18 ноября 1992 г. №14 "О судебной защите прав военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц", в котором разъяснялось, что каждый военнослужащий имеет право на обжалование действий (решений) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы. В последующем это положение нашло отражение в Законе РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

С 1993 года военные суды стали рассматривать в порядке гражданского судопроизводства жалобы военнослужащих на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие их права и свободы. Количество таких обращений в военные суды из года в год возрастало. Так, в 1993-м военные суды рассмотрели всего 3504 гражданских дела, в 1994-м их стало уже 13 501, а в 2001-м - 186 972. На сегодня таких дел рассмотрено примерно один миллион. Из них значительная часть по жалобам офицеров - 52% и прапорщиков - 23%. Примерно 83% жалоб военнослужащих военными судами удовлетворяются. В основном военнослужащие обращаются в суд в связи с необеспечением их положенными видами довольствия. С 1997 по 2005 год это примерно 85% от числа всех жалоб. Тенденция уменьшения подобных жалоб проявилась лишь в последние годы (в 2006-м - 60%, в 2007-м - 49%).

23 октября 1996 г. принят Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации". В соответствии с его положениями в России формируется единая судебная система, в которую входят и военные суды. Следующим по хронологии и наиболее значимым событием в современной истории военных судов и Военной коллегии стало принятие Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года "О военных судах Российской Федерации". Работа над этим законом длилась почти 10 лет.

- Каковы основные задачи военно-судебной системы сегодня?

- Ответ на этот вопрос сформулирован в статье 4 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации". Основные задачи военных судов при рассмотрении дел - обеспечение и защита прав и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений, местного самоуправления, Российской Федерации и ее субъектов, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Сегодня военные суды из органов, рассматривающих в основном уголовные дела в отношении военнослужащих, превратились в органы защиты прав и интересов военнослужащих и членов их семей, стали гарантом законности в ВС. Фактически закон наделил военные суды правом контроля за исполнительной властью и данное направление в их работе стало основным. Сегодня количество рассмотренных военными судами гражданских дел по жалобам военнослужащих в несколько раз превышает количество уголовных дел.

- Как выглядит сегодня система военно-судебных органов?

- Система военных судов строится по территориальному принципу на условиях, обеспечивающих доступ военнослужащих и других граждан к правосудию, и состоит из гарнизонных (суды первой инстанции) и окружных (флотских) военных судов (суды кассационной и надзорной инстанций). Военная коллегия действует в составе Верховного суда РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.

Впервые в истории нашего государства федеральным конституционным законом 1999 г. о военных судах военно-судебные органы полностью выведены из-под влияния органов исполнительной власти и военного командования. Штаты военных судов и Военной коллегии переданы из военного ведомства в судебные органы, а все военнослужащие, включая судей, на период нахождения в соответствующих должностях прикомандировываются к судам.

Все вопросы финансирования и материально-технического обеспечения военных судов и Военной коллегии переданы из Минобороны в Верховный суд РФ и Судебный департамент при Верховном суде РФ. Это гарантия независимости военных судов.

- Каков объем работы, выполняемой военными судами?

- Военные суды за 9 месяцев 2008 года рассмотрели 57 732 дела и различных материалов (уголовных и гражданских дел, дел, связанных с дисциплинарным арестом, иных), подлежащих разрешению в судебном порядке.

- Какие данные характеризуют состояние с правопорядком в российской армии?

- На конец сентября нынешнего года общее число осужденных по первой инстанции составило 8417 человек, из них 8248 - военнослужащие (это на 21% меньше по сравнению с 2007 годом), оправдано 47 человек. В отношении 730 лиц уголовные дела прекращены.

Структура судимости военнослужащих существенно не отличается от прошлых лет. На первом месте по-прежнему находятся уклонения от военной службы - 36% судимости военнослужащих. Второе место занимают хищения чужого имущества - 19,4%. Преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений занимают третье место - 16,2%.

В этом году сохранилась положительная динамика судимости военнослужащих, которая была впервые зафиксирована за последние пять лет по итогам 2007 года. За 9 месяцев текущего года этот показатель уменьшился на 24,4% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.

- Как обстоит дело с судимостью военнослужащих за воинские преступления?

- Судимость за воинские преступления за 9 месяцев этого года снизилась примерно на 23%. Столь значительное уменьшение происходит прежде всего за счет снижения судимости за преступления против порядка подчиненности и уставных взаимоотношений между военнослужащими и уклонение от военной службы.

За 9 месяцев 2008 года судимость за уклонение от военной службы снизилась на 20,8%, хотя по итогам 2007 г. этот показатель уменьшился всего на 0,4%. При этом с 2002 года наблюдалась устойчивая тенденция роста судимости за эти преступления в среднем на 10% в год.

Судимость военнослужащих, прежде всего офицеров, за так называемое "рукоприкладство" сократилась за 9 месяцев этого года на 21,7%. Это, на наш взгляд, связано с тем, что с 1 января 2007 года вновь появилась возможность применять наказание в виде дисциплинарного ареста, правда, теперь исключительно в судебном порядке.

- Принимаются ли должностными лицами военно-судебной системы, помимо непосредственно отправления правосудия, дополнительные меры по предупреждению преступных проявлений в армейской среде?

- Разумеется, и довольно активно. Работа военных судов, направленная на предупреждение преступности, оказывает существенное влияние на состояние законности и правопорядка в армейских коллективах.

В прошлом году Военной коллегией Верховного суда РФ специально изучена судимость военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, Внутренних войск МВД России, пограничных органов ФСБ России за преступления против уставного порядка взаимоотношений между военнослужащими. По результатам этой работы подготовлены информационно-аналитические справки, которые направлены министру обороны Российской Федерации, главнокомандующему Внутренними войсками МВД России, первому заместителю директора ФСБ России - руководителю Пограничной службы. В этих документах отражены состояние, динамика, структура и характер судимости военнослужащих за преступления указанной категории, основные причины и условия, способствующие их совершению, меры по предупреждению и профилактике этих преступлений.

В этом году в воинских частях в присутствии личного состава рассмотрено около 30% уголовных дел с вынесением приговора. В тех случаях, когда рассмотреть дело в присутствии личного состава не представляется возможным, по актуальным делам судебные решения доводятся до личного состава в приказах командования (примерно 30% от числа всех вынесенных приговоров). Кроме того, в этом году вынесено около 800 частных определений и постановлений об обстоятельствах, способствующих совершению преступления. Должностными лицами военных судов подготовлено свыше 600 различных информационных материалов (обзоры, справки и др.).

Военные суды принимают все более активное участие в правовом обучении и воспитании военнослужащих. Третий год в Вооруженных Силах Российской Федерации проводится неделя правовых знаний, в которой участвуют военные судьи. Только в сентябре-октябре 2008 года в рамках этого мероприятия в войсках военными судьями проведено около тысячи различных правовоспитательных мероприятий.

- А как характеризуется работа по гражданским делам, каков характер обращений?

- За 9 месяцев 2008 года рассмотрено гражданских дел по первой инстанции 29 791. Объем этой работы, по существу, остался тем же, что и в прошлом году. Однако следует отметить, что в структуре общей нагрузки военных судов количество гражданских дел более чем в три раза превышает количество рассматриваемых уголовных дел. То есть военные суды в последние годы в большей мере стали органом, защищающим интересы военнослужащих, чем карающим их за совершенные преступления.

Если говорить о структуре поступающих обращений и гражданских дел, то большая часть - 41,4% - это дела, связанные с необеспечением военнослужащих положенными нормами довольствия, жилищные споры - 12,6%, споры об увольнении с военной службой - 8,6%.

Как и в прошлые годы, примерно 85% жалоб военнослужащих удовлетворены, то есть военными судами вынесены судебные решения в их пользу.

- Поступают ли в суды материалы о дисциплинарных проступках военнослужащих для применения к ним дисциплинарного ареста?

- Материалы о грубых дисциплинарных проступках, за совершение которых возможно применение к военнослужащим дисциплинарного ареста, военные суды впервые начали рассматривать в 2007 году. За прошлый год рассмотрено 510 таких материалов.

За 9 месяцев 2008 года рассмотрено уже 1094 материала. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года можно констатировать рост числа обращений более чем в три раза. Однозначно назвать причины такого увеличения едва ли возможно. Вероятно, оно происходит и в связи с более активным использованием командованием дисциплинарного ареста, как весьма эффективной меры предупреждения преступлений.

- Как продолжение реформирования военно-судебной системы может отразиться на работе военных судов? Не "отдалит" ли их новое качество от понимания проблем, с которыми сталкиваются военнослужащие, от понимания особенностей, характера, условий военной службы?

- Реформа военно-судебной системы продолжается. Рядом документов предусмотрена замена военной службы государственной гражданской службой в военно-судебной системе. Проекты законов уже рассмотрены в первом чтении. Их окончательное принятие планируется в этом году.

Планируемые изменения коснутся в основном организационных вопросов, в том числе вопросов прохождения государственной гражданской службы в системе военных судов. Вместе с тем каких-либо изменений в подходах, оценках, квалификации, уровне профессиональной подготовки, нравственных качествах и других аспектах практической деятельности судей, в том числе требовательности к ним, не планировалось и не планируется. Выполнение задач, возложенных законом на военно-судебную систему, было и остается основной задачей каждого работника военного суда. В первую очередь это обеспечение и защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина.

Таким образом, военные суды ликвидировать никто не собирается, они будут продолжать функционировать как часть федеральных судов общей юрисдикции. Хотелось бы особо обратить внимание, что в 2003 г. постоянный комитет по правам человека Совета Европы подготовил и опубликовал своеобразный обзор - Меморандум "Судопроизводство в военных судах", в котором обобщил практику функционирования военных судов в различных странах и выработал критерии законности военного суда при условии наличия гарантий его беспристрастности и независимости. В соответствии с выработанными критериями российские военные суды отнесены к числу легитимных судебных органов.

Виталий ДЕНИСОВ

Опубликовано в выпуске № 48 (264) за 10 декабря 2008 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц